Формирование эколого-туристского продукта
Термином «туристский продукт» обозначаются три различных понятия. Во-первых, согласно закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» турпродукт — это «право на тур, предназначенный для реализации туристу». Такое определение не всегда корректно, так как оно меняет общепринятый смысл слова «продукт», хотя и подчеркивает правовой характер отношений между продавцом и покупателем. Во-вторых, в соответствии с общепринятым словоупотреблением туристский продукт — это потребительский комплекс, включающий тур, туристско-экскурсионные услуги и товары. (Здесь уместно подчеркнуть невещественный характер части тур-продукта, а именно туристских услуг.) В-третьих, турпродуктом именуют совокупность потребительских стоимостей этого комплекса.
Формирование эколого^туристского продукта (как и любого тур-продукта) представляет собой сложный и многоаспектный процесс. В общих чертах он состоит из четырех этапов.
Этап I — выявление предпосылок и рамочных условий, потенциала и ресурсов:
• привлекательные объекты природы и эколого-культурные объекты;
• качество доступных средств осуществления тура;
• определение возможного набора и содержания туристских услуг и туристского продукта (целостного пакета услуг);
• исследование возможностей для создания спектра дополнительных услуг.
Этап II — определение целевых групп:
• эколого-социологический анализ как инструмент выявления целевых групп;
• выбор адекватного этим группам типа продукта и постановка задач по его подготовке.
Этап III — построение тура или экскурсии:
• разработка маршрута, программы, содержания мероприятий и т.д. в соответствии с критериями, определяющими экологичность турп-родукта;
• экологическая безопасность планируемых экскурсий или тура;
• подготовка информационных материалов;
• определение стоимости тура с учетом его экологических компонентов;
Этап IV — разработка стратегии маркетинга и рекламной деятельности:
• основные стратегии маркетинга;
•создание системы экологически ориентированной рекламной продукции;
• разработка схемы и методов мониторинга экологических последствий тура и мнений клиентов;
• выявление' и привлечение партнеров по развитию экотехноло-гичных форм туризма.